Курсовая работа: Особенности формирования отношения и осознания собственных нарушений детьми и подростками с отклонениями в развитии
Содержание курсовой работы
- Введение
- Теоретические основы формирования отношений у детей и подростков
2.1. Психология развития в детском и подростковом возрасте
2.2. Особенности социального восприятия у детей с отклонениями в развитии
- Отклонения в развитии: классификация и характеристики
3.1. Умственная отсталость
3.2. Расстройства аутистического спектра
3.3. Другие нарушения (ДЦП, СДВГ и т.д.)
- Формирование отношения к собственным нарушениям
4.1. Влияние социальной среды
4.2. Семейные факторы и родительское отношение
- Осознание собственных нарушений: психоэмоциональные аспекты
5.1. Самосознание и идентичность у детей с отклонениями в развитии
5.2. Влияние социокультурных факторов
- Практические аспекты работы с детьми и подростками с отклонениями в развитии
6.1. Психологическая поддержка
6.2. Коррекционные программы
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Формирование отношения и осознания собственных нарушений – это важный аспект психологии и педагогики, особенно в контексте работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Данная проблема актуальна, поскольку умение осознать и принять свои особенности является ключевым фактором для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. В условиях современного социума, насыщенного различными стереотипами и предвзятостями, дети и подростки с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством трудностей, которые влияют на формирование их самовосприятия и взаимодействия с окружающими.
Существующая литература подчеркивает важность ранней диагностики и коррекции нарушений, однако мало внимания уделяется процессам формирования отношения к собственным нарушениям. Важно отметить, что это формирование происходит под воздействием различных факторов, таких как социальное окружение, воспитание в семье, образовательная среда и личные переживания самого ребенка. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены особенности этих процессов, а также методы и подходы к их изучению и коррекции.
Исследование проблемы осознания собственных нарушений считается многоплановым и требует комплексного подхода, включающего как психологию, так и педагогические науки. Наша задача заключается в том, чтобы проанализировать существующие теории, выявить практические механизмы формирования отношения к нарушениям и предложить рекомендации для родителей и специалистов, работающих с этой категорией детей.
Список использованных источников
- Фрейд, З. (1993). Психоанализ и его применение. М.: Прагматика.
- Эриксон, Э. (1996). Идентичность: молодежное становление. М.: Гуманистика.
- Котюк, А. А., Бесчастная, М. И. (2018). Психология ребенка с нарушениями развития. СПб.: Питер.
- Ветламов, С. Л., Жемчужникова, Т. И. (2019). Социальная адаптация детей с ОВЗ: опыт и перспективы. М.: Научный мир.
- Слатин, А. Ю. (2020). Влияние окружающей среды на осознание нарушений у подростков. Вестник психологии, 5(2), 88-95.